OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Инновационные материалы стремительно внедряются в область дорожного строительства. Композиты не исключение. Процесс внедрения композитных материалов сегодня очень сложный, он затрагивает различные аспекты деятельности, начиная от актуализации нормативной базы, ценообразования, сертификации и заканчивая системой взаимодействия «заказчик – подрядчик – производитель – поставщик». О том, как выжить в российских реалиях и что можно изменить в действующей системе, рассказал  нам генеральный директор ООО «МЭКОНС» Анвер Лайшев.

Компания «МЭКОНС» предлагает комплексные композитные решения для дорожного строительства, обладает собственной производственной базой и имеет молодую команду профессионалов.

– Анвер, расскажите немного о компании.

– В этом году мы отметили четвертый день рождения компании «МЭКОНС». Наша компания зарекомендовала себя на рынке как надежный и профессиональный партнер, производитель и поставщик композитных материалов.

Как все начиналось? Со дня основания компании я много работал,  делал изделия сам, пилил точил и т. д. Я верил в будущее композитных материалов и понимал, что металлические конструкции уходят в прошлое. В 2014 году моя команда наконец-то добилась встречи с инвесторами, и производство начало набирать обороты. Инвестиции к нам зашли частные, удалось арендовать действующую производственную базу. Кроме того, мы работали на одной из лучших в мире систем управления процессами Salesforce.

Результат нашей работы превзошел все ожидания, обороты в 2014 году выросли в пять раз, в 2015 году – в десять раз, и в кризисный жуткий 2016 год мы смогли увеличить обороты в два раза. Но справедливости ради надо сказать, что в 2016 году нам пришлось сократить команду, поменять офис, модернизировать продуктовый портфель в соответствии с требованиями реальности.

Деятельность компания начинала с производства перильных ограждений. Затем появились водоотводные системы, следующим элементом стал стеклофибробетонный карнизный блок, потом – партнерские продукты, например сетки для дорог. Из-за кризиса в 2016 году все-таки пришлось вернуться к металлу. У нас появились гибридные конструкции отличного качества. За счет гибкости производства и умения найти правильную нишу предприятие успешно развивается и набирает производственные обороты.

 – На каких объектах продукция реализована?

– Наша продукция есть во многих регионах страны. Несколько дней назад мы отправляли товар в Благовещенск, несмотря на то что завод по производству находится в Московской области. Наши композиты есть на сотнях мостов, на таких крупных реках, как Обь, Ока и т. д. Хочу отметить важную деталь:  мы никогда не выступаем в роли подрядных организаций,  не занимаемся строительством. Мы работаем с теми, кто выиграл тендер,  исключительно производим и поставляем композитные конструкции. К сожалению, в процессе работы нам приходится вести переговоры со всеми ответственными лицами – и с заказчиком, который всегда вносит свои коррективы в процесс работы, и с подрядчиком, который вынужден подстраиваться под заказчика.

В итоге с точки зрения всемирно известной системы управления на базе стандартов серии ISO 9000 это вызывает брак в процессах, который, кроме всего прочего, вторгается в денежные потоки.

В России система реализации проектов, внедрения современных материалов построена так, что каждый заказчик устанавливает свои правила, проектировщик пытается учесть все нюансы, а потом подрядчик должен со всеми участниками это согласовать и реализовать. Этот процесс занимает очень много времени, сил и не всегда приводит к желаемому результату. Возникает необходимость в системе «блокчейн».

 

БЛОКЧЕЙН — выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию о всей сети в целом. Таким образом, технология «блокчейн» изначально предопределяет невозможность добавления фальшивого блока или изъятия существующего, поскольку это сразу же будет видно во всей системе. Грубо говоря, нельзя в структуру добавить то, чего там быть не должно. При удалении блока система точно так же реагирует на изменение глобальной структуры. Вот и получается, что мошенничество, попытки несанкционированного вмешательства или то же пиратство исключены.

Блокчейн позволит ускорить все процессы в десятки раз. В сегодняшней системе мы можем ждать полгода, год до того момента, когда к нам поступят деньги. И ради чего мы тогда работаем?

С нами работают через какие-то «одни» окна, в них очень долго обрабатываются документы. Не всегда понятно, зачем нужна, например, дополнительная сертификация, если уже есть опыт внедрения. Это только требует дополнительных затрат от производителя.

В действующей системе две большие проблемы: первая – нерациональное распределение финансовых потоков, вторая – излишнее регулирование.

– Поскольку композиты – это продукт относительно новый, возникают ли сложности с нормативной документацией?

– Нормотворчество – моя первая специальность. И очень больная для меня тема. Я считаю, что принципы сертификации и подтверждение соответствия продукции очень устарели в нашей стране, особенно с точки зрения процессов согласования. Производитель вынужден ходить в пять мест одновременно и добиваться, чтобы получить сертификацию. Бизнес ставят в такие условия, что если он хочет продавать и внедрять инновационную продукцию, то должен неоднократно доказывать, что его продукт соответствует всем требованиям по качеству.

В нашей сфере деятельности есть Союз производителей композитов во главе с С. Б Фахретдиновым и С. Ю.  Витохиным, который помогает решать очень сложные проблемы. Не всегда это удается быстро, но без Союза было бы значительно сложнее, потому что одному предпринимателю самостоятельно изучить процедуру сертификации практически невозможно.

Можно по три-шесть месяцев тратить (именно тратить, не инвестировать)  на эти процедуры. Но это никак не гарантирует, что товар будет востребован на рынке, поскольку есть еще много других факторов, которые значительно усложняют деятельность инновационных компаний.

Союз производителей композитов каждый год выпускает (участвует в разработке) по несколько десятков новых ГОСТов, потому что действующая нормативная база очень устарела, в нормативных документах 80–90-х годов прошлого века нет композитных материалов.

Опять же в централизованной системе есть только один Союз производителей и только одно ведомство. Они вынуждены создавать рабочие группы и привлекать в них специалистов очень высокого уровня. Но этого недостаточно, очень большой объем работ.

Да и не только в ГОСТах дело. Есть еще строительные нормы и правила, которые надо менять, адаптировать, иначе рынок все равно остается закрытым для композитов, и нам приходится буквально с боем прорываться через ряды людей, которые делают металлоконструкции и под которые подогнана все нормативная база с советского периода.

– Все материалы закладываются на стадии проектирования. Как это происходит с композитами?

– Я считаю, что все двухстадийные фазы безнадежно устарели. Как правило, все мосты длиной 100–300 метров, а их огромное количество в стране, проектируют согласно типовым проектам. И в стадию «П» в таких случаях редко вносятся инновационные материалы, а стадия «Р» должна только вносить уточнения в стадию «П». Потом начинается процесс внесения корректировок, их согласования и дальнейшего утверждения проекта. Строители готовы приступить к работам на объекте, а у них по данному виду работ документация не утверждена. В это время подрядчик видит, что подходит срок поставки необходимых материалов, например композитных изделий, которые надо было заказывать три месяца назад, а он его хочет заказать за две недели, что нереально. Возникает просрочка. Это проблема не только нашего предприятия, а очень многих производителей.

Проектирование в том виде, в каком оно работает сегодня, не помогающий строительству фактор, как мне кажется, а затормаживающий. Без него нельзя ни в коем случае, но нужно менять систему. Почему проектировщики должны ждать неделями, а то и месяцами согласования, а вместе с ними и все остальные по цепочке?  Возникает вопрос: а судьи кто? Почему экспертиза только одна, центральная, почему в экспертизе не могут участвовать, например, представители региональных строительных сообществ? Опять же не хватает блокчейна. Почему строители, которые всю Сибирь выстроили и строят гораздо лучше многих других регионов, должны ждать ответа из Москвы месяцами? Это неправильно, это затормаживает процессы. Такой подход нужно менять. Пока это лозунг, но есть решение, есть рабочие группы, которые сейчас задумываются о том, как обновить систему.

– Как работают сметные нормативы в данной области? И есть ли они?

– На композитную продукцию сегодня существует очень мало сметных нормативов. Союз производителей композитов нам помогает, мы постепенно вторгаемся в это новое пространство сметных нормативов, где все металлические конструкции имеются уже давно и у них есть повышающий коэффициент. А как быть производителям композитных материалов, да и в целом инновационной продукции? У проектировщиков есть так называемое правило трех коммерческих предложений.

Огромная масса добросовестных проектировщиков действительно сидят и собирают,  тратят время на эту ненужную никому работу, потому что нет даже реестра,  не хватает опять же блокчейна в системе. Но часто бывает так, что проектировщик привык работать с определенными компаниями и именно их он просит подготовить три коммерческих предложения, но два из них будут ненастоящие. В результате завышается стоимость материалов на необходимый уровень, а потом эти деньги зависают в так называемой смете.

Например, композитное перильное ограждение по ценам 2017 года стоит 5–6 тысяч рублей за  погонный метр, а они завышают стоимость до 10 тысяч рублей. Это даже не коррупция, это ошибки в системе. Я знаю, что в некоторых государственных компаниях стремятся сделать более открытую электронную торговую площадку, запустить туда небольших производителей, которые не имеют миллиардных оборотов. А иначе очень тяжело работать. В конце года, как бизнес, сводишь концы с концами и не только понимаешь, что планы не сбылись, а вообще удивляешься, каким образом выжил.

Во всем мире сметные нормативы обновляются систематически и часто. У нас процедура введения нового сметного норматива занимает год. Необходимо пройти по ряду различных инстанций, заплатить деньги. Почему нет такой системы, которая на уровне ФКУ вводит сметные нормативы? И почему в разработке сметных нормативов не может участвовать общественный совет?

А зачем вообще нужны эти сметные нормативы, если все равно собираются коммерческие предложения? На данный момент проектировщик на уровне оценки строительства вынужден руководствоваться только сметными нормативами, потому что есть Главгосэкспертиза, которая обязательно будет смотреть, а потом «резать». Что же происходит со стоимостью объекта в этом случае? Строители вынуждены использовать некачественные, более дешевые материалы. Не хватает денег, а им нужно кормить рабочих, которые в самом простом случае десятками приходят на стройку, а в серьезных случаях – это тысячи, в масштабах страны – миллионы. А Главгосэкспертиза «режет», потому что ей показалось, что вы что-то завысили. Раньше эта система работала, сейчас она менее эффективна, ее нужно модернизировать, учиться у передовой экономики мира – Китая, как строить мосты, а за ними дороги.

– Обратимся к Китаю. Китайскую композитную продукцию нередко используют на отечественных стройках? Как бороться с этим и нужно ли бороться?

– Это очень важный вопрос. На мой взгляд, у нас сейчас две большие стройки – это Керченский мост и ЦКАД. Но, естественно, никто не отменял ремонт и реконструкцию других мостов и дорог.

Обратимся к строительству Керченского моста. Да, безусловно, там присутствуют композитные материалы китайского производства. Но это вполне объяснимо. В Китае производственные мощности композитных заводов в сотни раз больше, чем в России. Это позволяет им бесперебойно поставлять необходимую продукцию на стройку, успевать в определенные сроки. К сожалению, в России таких заводов гораздо меньше.

Строительство же центральной кольцевой автомобильной дороги разделено на пусковые комплексы, и это позволяет работать нескольким участникам композитного рынка. Могу с уверенностью сказать, что на строительство ЦКАДа заложены композитные материалы отечественного производства.

Например, на одном из пусковых комплексов около 45 мостов. В лучшие годы нам удавалось обеспечить композитной продукцией где-то 150 мостов в год. Конечно, мы можем нарастить производственные мощности и поставить продукцию на три пусковых комплекса. Но опять же проблема из-за смет, проектирования, скорее всего, это будет необходимо в один-два месяца, как правило, в конеце стройки. Никто не хочет платить заранее даже такие копейки в масштабе строительства на композиты. Поэтому с Китаем надо не бороться, а учиться у него.

– Чтобы бы вы поменяли в сегодняшней системе реализации проектов?

– Тут я вернусь к началу. Централизованная система, которая сегодня управляет, работает неэффективно. Для качественного скачка нам необходима глобальная модернизация. Об этом уже начали говорить с трибун Питерского экономического форума. И поэтому я с уверенностью скажу, что нам необходимо внедрять новейшие технологии, в том числе блокчейн – технологию управления, а в частности смарт-контракты. Смарт-контракт – это огромный код, насыщенный всей необходимой информацией, которая включает в себя, скажем так, любой бумажный контракт. Эта система гораздо лучше, правильнее, честнее, чем федеральные закупки. Я не стесняюсь об этом говорить, потому что уже Сбербанк, люди под эгидой Правительства во главе с И. И. Шуваловым разрабатывают концепцию внедрения блокчейна во всевозможные сферы деятельности.

Сегодняшняя разрозненная система, где заказчик решает свои интересы, проектировщик свои, подрядчик вынужден всему этому потакать, а поставщики материалов вообще остаются крайними (вовремя не привезли, из-за чего срываются сроки), не позволяет эффективно работать. Смарт-контракт может исключить в данной цепи лишние блоки. В нем может быть описан и затем неукоснительно исполнен четкий регламент, согласно которому определяются сроки, полномочия и условия оплаты труда каждого участника контракта.

Краеугольным камнем сегодняшней системы являются деньги, а вернее система оплаты. Вот я, например, как руководитель предприятия вижу, что денежный поток течет неорганично. Должен быть один поток, от которого в нужное время идут ответвления. Это возможно только на блокчейне, потому что когда в системе есть человек, он начинает внедрять свои правила, не всегда обоснованные.

Как реализовать смарт-контракт? Для начала необходимы тестовые проекты, высококвалифицированные IT-специалисты, которые напишут код, юристы подготовят тестовый проект на блокчейне. Сделать это возможно за месяц. Для тестового проекта нужно брать, например, малые мосты. Это позволит увидеть работу смарт-контрактов в действительности и оценить ее эффективность.

При всем моем уважении к государственным системам считаю, что они должны меняться, быть более открытыми. В блокчейне не нужны никакие дополнительные системы контроля, он устроен так, что невозможно обмануть систему, как бы ни пытались.

Например, сертификация обычно проходит очень долго и состоит из множества процессов: согласования стоимости работ, перечня работ, утверждения норм, в соответствии с которыми проверяется товар и т. д. Одна из самых больших проблем сертификации – это то, что очень много ненужных документов. Люди порой вынуждены обманывать систему, потому что система сама их обманывает. В блокчейне это очень легко прописывается. Производители проводят необходимые испытания и просто заносят туда их протоколы. Можно создать нормальную систему, и люди, как бы они этого ни хотели, вынуждены будут делать все правильно. Я не говорю, что это возможно сделать за  день, но к этому нужно стремиться. Стремиться к системам на блокчейне, которая будет улучшать финансовые потоки, качество строительства и т. д. Это все возможно уже сегодня! В Германии, Австрии ведут очень большие проекты с реальным сектором экономики в блокчейне и получают отличные результаты.

По моему мнению, сегодня, пока не поздно, необходимо набрать команду молодых энтузиастов, которые при помощи блокчейн-систем построят сначала один-два тестовых объекта, а потом дойдут и до больших, масштабных.

Я призываю всех говорить об этом вслух. Если вас не устраивает, как работает сегодняшняя система, надо открыто говорить о проблемах и предлагать их решения. Хочется, чтобы карта дорог и мостов России изменилась кардинально в лучшую сторону, чтобы у нас появилось новое качество инфраструктуры, которым мы и наши дети смогли бы гордиться!

ООО «МЭКОНС»

Тел. 8(495)410 55 41

E-mail: info@mecons.ru

www.mecons.ru

Беседовала Анастасия Петякина