BUL_4160За последние три года федеральные трассы страны заметно преобразились, что отмечают и простые автомобилисты и руководство страны. Росавтодору удалось на 30 процентов снизить количество ДТП, а также увеличить общую протяженность федеральных дорог в нормативном состоянии с 45 до 71 процента. При этом продолжают внедряться и активно развиваться автоматизированные системы, позволяющие оптимально распределять транспортные потоки, регулировать режим передвижения автомобилей, а также обеспечивать сохранность дорожного полотна. О том, как развиваются интеллектуальные транспортные системы России, рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

–  Роман Владимирович, можно ли назвать российские дороги интеллектуальными с точки зрения оснащения различными информационными системами?

– За федеральными трассами уже сейчас наблюдают специальные комплексы видеоконтроля, которые в режиме онлайн дают картинку в наш Ситуационный центр. С помощью автоматических датчиков ведется постоянный подсчет и анализ трафика.

Осуществляется даже собственный мониторинг погодных условий с помощью мобильных метеостанций. Управление светофорами и табло переменной информации также на ряде трасс уже передано автоматике. То есть сейчас искусственный интеллект может регулировать режим проезда в зависимости от фактической дорожной обстановки. По мере внедрения таких технологий формируются единые автотранспортные коридоры, которые можно назвать интеллектуальными. Однако еще многое предстоит сделать для того, чтобы все российские дороги соответствовали критериям «умной» трассы.

– В стране уже есть образцы комплексного внедрения ИТС? Как эти системы работают?

–  Успешными проектами стали Кольцевая дорога в Петербурге и Дублер Курортного проспекта в Сочи. На трассе, которая строилась к Олимпийским играм, функционирует уникальная система. Вопросы безопасности, температурный режим, направления потоков обеспечиваются единым центром управления дорогой. Допустим, погода резко меняется, возникает угроза обледенения дорожного полотна. Это фиксируется датчиками, и система понижает разрешенную скорость движения, о чем водители сразу же узнают из сообщений на электронных табло, которые размещены над дорогой. То же самое происходит, если на трассе или в тоннеле создается аварийная ситуация.

На всех участках Дублера Курортного проспекта есть и камеры наблюдения, которые исключают наличие мертвых зон. Вот камера фиксирует, что в тоннеле федеральной трассы остановился автомобиль, а это запрещено: автодорожные тоннели – сооружения с особым охранным статусом, как и железнодорожные тоннели или территория взлетно-посадочного поля аэропорта. К месту непредвиденной остановки машины немедленно выезжает экипаж ведомственной охраны Минтранса, чтобы оказать помощь водителю. Если это невозможно, то вызывается тягач, после чего и поврежденный автомобиль, и его пассажиры будут эвакуированы.

– На ваш взгляд, систему «Платон» можно занести в актив интеллектуальных проектов?

– Для дорожной отрасли запуск «Платона» – это событие года, а то и нескольких лет. Такой большой проект по сравнению с любой из европейских и мировых систем в столь сжатые сроки не реализовывал еще никто. Создана самая масштабная система взимания платы, единственная в мире на открытых кодах, с высокой локализацией разработки и производства в России большинства элементов системы. Для удобства перевозчиков открыты все современные каналы обслуживания и доступны все существующие способы пополнения лицевого счета. Это сделано качественно и за короткий срок с учетом мирового опыта и с привлечением ведущих специалистов нашей страны. Ну и, конечно, нельзя забывать о результатах работы системы – государство уже направило миллиарды рублей от сборов системы «Платон» на неотложный ремонт дорог в регионах и реконструкцию аварийных мостов. При этом не было потрачено ни рубля федерального бюджета на ее создание – она реализована полностью за счет средств частного инвестора и в течение 13 лет будет им эксплуатироваться.

– Стоит ли ожидать в ближайшее время столь же масштабных проектов в области ИТС?

– Мы планируем за пять лет запустить на федеральных дорогах сеть автоматических пунктов весового контроля. Они охватят всю сеть из расчета на каждые 100 километров. Для обеспечения сохранности дорог  это будет настоящим переломным моментом. Необходимость бороться с перегруженными фурами, которые рушат наши мосты, калечат дороги и даже граждан, не успевая вовремя затормозить, назрела.

Пока в тестовом режиме работают 22 автоматических пункта с применением фото- и видеофиксации правонарушений. Действует система информационного обмена с ГИБДД, передача информации осуществляется через криптографический защищенный канал. Мы понимаем, что запуск всей системы не будет единовременным.

– Если говорить об объектах сервиса вдоль трасс,  это перспективное направление для развития интеллектуальных систем?

– Сегодня для этого созданы все условия. За последние годы Росавтодор провел систематизацию и упорядочил объекты сервиса вдоль федеральных трасс. Выявили узкие места, где необходимо срочно привлекать инвесторов, и, наоборот, определили участки с избыточным количеством торговых точек, что, кстати, сказывается на аварийности. У нас составлена генеральная схема размещения сервисных зон. Предусмотрено создание более 800 новых объектов и 250 МФЗ. Естественно, бизнес видит перспективы и обращается к нам с инициативами. Уверен, что совсем скоро к привычным для каждого водителя мобильным картам и навигаторам в смартфоны добавятся различные приложения-помощники, которые будут информировать о ближайших точках сервиса, позволят обмениваться информацией и мнениями, выставлять оценки придорожным кафе и мотелям.

То есть инфраструктура МФЗ за счет интеллектуальных систем должна сделать пребывание в пути комфортным не только в зоне объектов сервиса, но и в процессе движения, на стадии принятия решений. В режиме реального времени нужно давать информацию о доступности,  стоимости гостиничных номеров и возможности их бронирования, а также наличии не только пункта питания, но и о его ассортименте и стоимости тех или иных сервисов: аптечный пункт, парковка, детская площадка, прачечная

– Мировой опыт в этой области изучаете?

– Обмениваемся трендами постоянно. Коллеги из Финляндии, к примеру, недавно на форуме в Казани презентовали свой проект мобильного приложения. С его помощью один автомобилист может сделать информационную рассылку  всем, кто следует в тот же район, о каких-то затруднениях или опасности на дороге. В частности, так решается проблема аварийности с дикими животными, которая актуальна и у нас. В Финляндии ежегодно происходит около 4 тысяч столкновений с оленями. Теперь, когда кто-то замечает животное вблизи дороги, он отправляет уведомление и предупреждает об этом других. Я считаю, что и у нас подобные сервисы могли бы быть актуальны.

– А дорожники  какие умные технологии применяют в своей работе?

– Техника, которая сейчас работает на дороге, оснащена бортовыми комплексами ГЛОНАСС, и мы видим, какой объем работы проделал каждый грейдер или бульдозер. Это исключает человеческий фактор в процессе взаимодействия с подрядчиками.
Если говорить о стадии, предшествующей строительству, то сейчас все большее применение находят системы BIM-моделирования. Технология является самой современной и совершенной в области проектирования. Она позволяет сократить затраты, а также ускорить работу проектировщиков. Каждый элемент в этой информационной модели имеет множество различных технических свойств – от геометрических параметров до сведений о структуре используемых материалов. Изменение любого элемента 3D-модели мгновенно отображается во всех частях проекта – на планах, разрезах, что позволяет избежать противоречий и нестыковок в чертежах, недопустимых пересечений различных элементов и систем при реализации проекта. Как показывает мировая практика, данная технология позволяет оперативно разработать и рассмотреть несколько вариантов проекта, оценить их стоимость, сроки строительства для каждого, а также будущую эксплуатацию объектов.

http://www.itsrussiaforum.ru